Показать меню

ПЕРВЫЕ СТРОИТЕЛИ-АРХИТЕКТОРЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ САМАРКАНДА


Первые строители-архитекторы европейской части Самарканда

После присоединения Самарканда к России в 1868 году сразу же встал вопрос о перспективе постройки нового города. 

Первые 8 лет должность самаркандского губернатора занимал генерал-майор Александр Абрамов. Несмотря на то, что Александр Константинович не имел соответствующего опыта, он показал себя на этой должности способным администратором и деятельным руководителем, проявляя все усердие и заботу по отношению к строительству нового города. 

С 1868 по 1871 год всеми вопросами по строительной части ведало военно-инженерное ведомство. Одним из первых имен, заведующих инженерными работами в Самарканде, упоминаются имена полковника Серова и капитана инженера Богаевского. В 1868 году, с момента образования временного Зарафшанского военного округа, практически сразу же возникла большая потребность в строительстве различного рода казенных зданий и учреждений, а также жилых домов. Самым первым архитектурным сооружением на территории цитадели считается здание церкви во имя Святого Георгия Победоносца, выстроенное к концу 1868 года. 

План застройки города Самарканда был составлен военными топографами и инженерами и предоставлен на утверждение Туркестанскому генерал-губернатору К. Кауфману в 1870 году. Первые работы по разбивке города осуществлял военный топограф Цеханович. К 1870 году численность населения цитадели превышала 4 тысячи человек, где, помимо военных, находились 124 женщины и 11 купцов. По описаниям Костенко, в цитадели находились 158 домов, 9 лавок, 7 рейнских погребов, 22 питейных дома, 18 бань и 2 гостиницы, а также одна церковь и один клуб. Внутри цитадели в условиях крайней скученности, кроме войск, проживало уже 140 семейств нижних чинов, и их необходимо было срочно расселять. 

Несколько позже, в 1871 году, после ходатайства генерал-губернатора Туркестанского края К. П. Кауфмана под европейский город было отведено обширное место, к западу от цитадели. Так возникла Солдатская слобода, разместившаяся по обе стороны от Каттакурганской дороги. Участки в ней раздавались бесплатно, с дополнительной выдачей каждой семье 25 рублей на постройку жилья. Первые городские постройки сначала появляются возле цитадели и в местах основного расположения российских войск, которые составляли основную часть населения. 

Город рос с необыкновенной скоростью: в течение двух осенних месяцев 1871 года на западной стороне этой площади было выстроено более 100 домов из сырцового кирпича. Дома эти были предназначены, прежде всего, для семей военных чинов. В Самарканде русских православного вероисповедания тогда насчитывалось уже около 5000 душ. 

В следующем, 1872 году новый город был полностью распланирован и участки под постройки были разобраны. Часть улиц была шоссирована и обсажена деревьями, был разбит городской парк. Вода в арыках текла чистейшая. 
Для устройства нового города был специально утвержден Особый Комитет, в который входили пять постоянных членов от войск и местного купечества. Главной задачей этого Комитета было: отчуждение земли у местного населения, а также разбивка города и распределение участков земли под застройку. В 1873 году Комитет был упразднен, а все его дела были переданы архитектору Левенштерну. Известно, что следующий план застройки Самарканда в 1875  году был составлен инженером П. К. Петровым.

По распоряжению генерал-губернатора Туркестанского края К. П. Кауфмана в Ташкенте было образовано строительное учреждение под названием «Строительно-дорожная комиссия», которая просуществовала до 1877 года. После ее упразднения в областных правлениях были созданы строительные отделения. Но, помимо  областных  строительных отделений, в 1877 году при Туркестанском генерал-губернаторе был создан особый строительный комитет для руководства всеми строительными делами во всем крае. Как правило, военные губернаторы областей входили в кабинет к главному начальнику края, для решения и согласования строительных вопросов.

Самарканд того времени состоял из трех частей: старого города с юго-восточной стороны, цитадели и нового города с северо-запада. Особенностью Самарканда в отличие от прочих городов Туркестана, где находились русские части, было то, что внимание администрации города уделялось одновременно и новому европейскому городу, и старому. Район старого города был приведен в порядок и через него были проложены широкие улицы, удобно связывающие все части города с окрестностями. Правда, при этом пострадали местные жители, чьи дома оказались на месте проведения улиц. 

Новый город неудержимо разрастался. Вот описание нового Самарканда 1875 года из путеводителя по Туркестану за 1879 год: «Не прошло и семи лет с водворения в Самарканде русской власти, как этот город во многом изменился к лучшему. Вместо стареньких глинобитных домов и кибиток местных жителей, среди которых находились небольшие, зелёные участки земли, с оврагами и арыками, появился европейский город, с широкими шоссированными улицами, окаймленными рядами тополей. Длинный Абрамовский бульвар, отделяющий азиатскую часть города от европейской, в которой выстроились небольшие, красивые домики и разросся порядочный сквер, составляет своего рода украшение Самарканда». «Два города: старый азиатский, и новый русский – слились в одно целое. Слившись друг с другом, они, однако, не изменили своих основных черт и индивидуальных отличий. Соединение это не только их не обезличило, но напротив, послужив для взаимного развития, дало возможность ещё ярче выразиться тем контрастам и противоположностям между западом и востоком, которые здесь мирно уживаются друг с другом».

Способ выполнения строительных работ в Самарканде был таков, что большая их часть выполнялась через подряд. Мелкие постройки производились хозяйственным способом, а на более крупные обязательно назначались торги.
В начале 1880-х самаркандскими техниками в среднем составлялось по 14 смет и проектов в год. Заведовал строительной частью Зеравшанского округа майор-инженер А. Н. Черневский. Штат самаркандского Строительного отделения состоял из трех техников – В. М. Лемке, Каменского и Бенуа, одного чертежника и секретаря Недвецкого.

Вопросами благоустройства и строительства Самарканда до 1882 года занимался В. М. Лемке. Владимир Максимович Лемке, окончивший в 1879 году строительное училище в Санкт-Петербурге со званием гражданского инженера, приехал в Самарканд, где его определили служить в Строительное городское отделение. Сначала он занимал должность младшего инженера-архитектора Зеравшанского округа, а затем его поставили ответственным за благоустройство города. За три года из числа значимых зданий им были построены: церковь святого Георгия Победоносца и часовня на православном кладбище, а также два административных корпуса при самаркандской областной тюрьме и здание детского приюта.

 К тому времени самаркандское Строительное отделение собрало у себя прекрасную коллекцию художественных альбомов и изданий по архитектуре и строительству, которая вошла в библиотечный фонд, ставшим очень полезным при составлении строительных проектов и чертежей новых зданий.

Особенностью Туркестанского края являлась его подведомственность военному министерству, и до Положения 1886 года на все административные посты и должности назначались преимущественно военнослужащие. В 1886 году Зерафшанский округ был преобразован в Самаркандскую область. На окраинах города строятся кирпичные заводы, изготавливающие кирпич прекрасного качества и особой прочности. Начиная с этого времени в проектировании и строительстве зданий и, в частности, храмов, стал применяться жженый кирпич, как средство отделки фасадов.

Александр ГАЛАК

Продолжение следует...



Просмотров: 734 Печать
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: