Показать меню
06 авг 16:44Экономика / Налоги

Налоговая Концепция принята, но остаются вопросы



Налоговая Концепция принята, но остаются вопросы

Эффективное развитие экономической деятельности в каждой отдельно взятой стране зависит от того, насколько рыночные механизмы её регулирования соответствуют складывающимся в макроэкономических процессах реалиям. Среди различных регуляторов этой деятельности особое место принадлежит налоговой системе.
        В сентябре 2017 года в нашей стране осуществлена либерализация валютной политики, в результате которой все предприниматели получили равный доступ к иностранной валюте, активизировалась внешнеторговая деятельность, значительно возрос уровень инвестиционной привлекательности страны. Но практика показала, что хотя она является важным, однако не единственным фактором развития национальной экономики. Следующим направлением  реформирования экономических отношений становится налоговая система, реализация которой будет осуществляться на основе подписанной Президентом Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан. Следует отметить, что в её разработке участвовали не только представители профильных министерств и ведомств республики и отечественные учёные-экономисты, но и международные эксперты, включая  представителей Мирового банка и Международного Валютного Фонда. 
Известно, что в условиях перехода к рыночным отношениям государство выполняет различные функции, среди которых особое место принадлежит обеспечению правопорядка внутри страны и безопасности государственных границ, а также удовлетворению социальных нужд населения. К ним относятся потребности в образовании, здравоохранении, культуре, спорте и другие. Кроме того, государство создаёт жизненные условия отдельным категориям населения: военнослужащим, людям с инвалидностью или малообеспеченным семьям. Финансовым источником для их выполнения служат налоги. 
В нашей стране на удовлетворение социальных потребностей населения и его социальную защиту расходуется до 60 процентов доходов государственного бюджета.  Объективный анализ состояния дел на местах показал, что и в сфере образования, и в сфере здравоохранения накопилось очень много нерешённых проблем. Существует много семей, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства. Учитывая новые обстоятельства и отдавая приоритет улучшению здоровья нации, правительством принято решение увеличить расходы на охрану здоровья населения в 2018 году  на 40 процентов. Принята государственная программа, в соответствии с которой ещё более высокими темпами будут расти расходы на развитие системы дошкольного образования. Не остаются в стороне и другие отрасли социальной сферы. Таким образом, степень охвата ВВП налогами в этом году достигнет 22 процентов.   Дальнейшее повышение уровня этого   показателя в пользу налогов приведёт к ухудшению инвестиционной деятельности и замедлению темпов экономического роста. В этих условиях правомерно вести разговор о государственно-частном партнёрстве и  оптимизации расходов государственного бюджета. В 2017 и в начале 2018 года принят ряд постановлений Главы государства, направленных на снятие нагрузки на бюджет путём создания частных школ, детских образовательных и медицинских учреждений.   
Для Узбекистана характерны высокие темпы роста населения и сложная демографическая ситуация. Из 18 миллионов трудоспособного населения страны в реальном секторе экономики официально трудятся и получают заработную плату около 5 миллионов человек.  В то же время трудовые пенсии получают чуть более 2,5 миллиона человек. Получается так, что  двое работающих за счёт выплачиваемых налогов должны содержать одного пенсионера. В таких условиях основная нагрузка ложится на плечи добросовестных налогоплательщиков. 
Высокий уровень обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды приводил к тому, что предприятия вели двойную бухгалтерию учёта заработной платы, часть работников официально не оформлялась или оформлялась с заниженной оплатой труда, а расчёты производились в конвертах. Всё это было возможным из-за ослабления контрольных функций со стороны государственных органов управления. Кроме того, многие законы, принятые в первые годы независимости, устарели. Это способствовало расцвету теневой экономики, возникновению серьёзных диспропорций между отраслями и  внутри отраслей реального сектора, возникла огромная диспропорция в доходах различных групп населения. Вопреки элементарной логике налоговая система была направлена на стимулирование предприятий, работающих с меньшей численностью. Научно-исследовательские центры вместо того, чтобы разрабатывать предложения по стимулированию создания новых рабочих мест, время от времени предлагали менять предельную численность работников различных отраслей экономики, которая служила основным критерием для уплаты налога в упрощённом варианте. 
В этих условиях, чтобы избежать огромной налоговой нагрузки, крупные промышленные предприятия были вынуждены на базе головного создавать несколько малых предприятий. Это приводило к ухудшению системы управления, утечке квалифицированных кадров и, в конечном счёте, банкротству некогда успешных заводов и фабрик, так как не во всех случаях технологические процессы позволяли безболезненно дробить предприятия на мелкие части. В результате только в Самаркандской области  число таких предприятий сократилось от 60 в 2000 году до 37 в настоящее время. Отдельные из них сегодня находятся на грани остановки. 
Да, был открыт широкий простор для начала предпринимательской деятельности десяткам тысяч малых предприятий, руководимых неподготовленными, далёкими от менеджмента и маркетинга кадрами.  Но в этих условиях трудно говорить о внедрении инновационных, в том числе энергосберегающих технологий, соответствии выпускаемой продукции мировым стандартам, хорошо налаженной системе учёта и отчётности, достоверности статистических данных. Такая практика привела к тому, что государственный бюджет стал недополучать десятки миллиардов сумов, так как большинство малых предприятий и микрофирм выпускают однотипную продукцию, используя производственные мощности на низком уровне, мешая друг другу в реализации продукции.  Это подтверждается тем, что ежегодно по стране регистрируются более 30 тысяч новых малых предприятий и примерно столько же ликвидируются, что наносит огромный ущерб финансовой системе страны, так как растут объёмы дебиторской и кредиторской задолженностей. 
С начала нового года в Узбекистане была начата масштабная работа по разработке новой налоговой Концепции, призванной в корне изменить порядок финансовых взаимоотношений между государством и предпринимательскими структурами в сфере промышленности.  Концепция была направлена на решение следующих принципиальных задач:
оптимальное перераспределение налоговой нагрузки между различными группами участников производственной деятельности;
значительное расширение сферы легальной экономики;
укрупнение предприятий с целью их модернизации через   привлечение современных технологий, повышение уровня достоверности статистической отчётности;
государственная поддержка тех предприятий, которым удалось крепко встать на ноги, найти свою нишу на внутреннем или внешнем рынках, а также улучшение инвестиционной деятельности путём развития рынка ценных бумаг, создания на их базе акционерных обществ и совместных предприятий. 
Однако, при разработке концепции, направленной на совершенствование налоговой системы в стране, не были учтены некоторые моменты.
Во-первых, устойчивость государственного бюджета, его стабильное пополнение необходимыми ресурсами зависит не только от промышленности, доля которой в общем объёме ВВП не превышает одной трети, но и от других отраслей экономики. Одновременно должна совершенствоваться не только вся налоговая система, но и банковская, торговая  и другие направления рыночных отношений, оказывающих влияние на доходы и расходы государственного бюджета. 
Во-вторых, налоги выполняют не только фискальную, но и стимулирующую и распределительную функции. Новая система налогообложения не стимулирует рост численности и объёмов производства, техническое перевооружение предприятий. 
В-третьих, не предусмотрено прозрачного механизма контроля за поступлением средств от предприятий, которые с 1 января 2019 года должны перейти на оплату общеустановленных налогов. А что если тысячи малых предприятий пойдут по пути дробления бизнеса, чтобы сохранить позиции, которые их сейчас устраивают? 
В-четвёртых, новая группа предприятий, которая становится плательщиком НДС и налога на имущество, не дифференцирована с учётом особенностей их производственной деятельности. Например, даже в условиях упрощённого налогообложения промышленной переработке подвергается всего 3 процента производимых овощей и 10 процентов молока. К каким результатам может привести уплата НДС консервными и молочными заводами, земельного налога и налога на имущество?
        В-пятых, хотя очень высока вероятность того, что новый порядок налогообложения приведёт к всплеску инфляционных процессов, сокращению поступлений во внебюджетный пенсионный фонд,  не предусмотрен механизм снижения этих рисков. Трудно представить, что малые предприятия, большинство из  которых раньше всячески уходили от уплаты упрощённого налога, вдруг по мановению волшебной палочки будут платить налоги, которые установлены для крупных промышленных предприятий.
В-шестых, действующая система налогообложения доходов физических лиц позволяла перераспределить часть доходов лиц с высокими доходами в пользу низкооплачиваемых слоёв населения, теперь такой возможности не будет. С другой стороны, наивно предполагать, что частник вдруг откажется от своих барышей и начнёт повышать заработную плату своим работникам.
В-седьмых, в случае успешной реализации новой налоговой концепции значительно возрастут денежные доходы населения, но каким образом они будут покрываться необходимыми объёмами потребительских товаров   остаётся неясным.  
Пока есть время до осуществления мер, заложенных в новой Налоговой Концепции, следует ещё раз всё хорошенько взвесить. Не должны оставаться сомнения в том, что новая налоговая система будет гарантировать рост занятости населения, повышение его благосостояния, в том числе социальную защиту пенсионеров и семей с низкими доходами, дальнейшее экономическое развитие страны .   

Ильхом Вафаев,
экономист.
Просмотров: 290 Печать
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: